Беседка Шаляпина

Беседка расположена по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Андреева ул., вблизи д. 12, литера А, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием «Беседка», начало XX в., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Андреева ул., на основании решения исполкома Ленгорсовета № 963 от 05.12.1988 г.

Закреплено на праве оперативного управления СПб ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе» на основании распоряжения КИО от 17.09.2019 г. № 918-рк.

История

Возникновение памятника связано с архитектурно-градостроительным развитием «подстоличных» – пригородных территорий Санкт-Петербурга в конце XIX – начале XX века. Развивались эти территории, прежде всего, как дачные пригороды.

29 июля 1892 года императором Николаем II был утвержден проект приморской железной дороги. Начало Приморской дороге было положено предложением гласного городской думы, директора-распорядителя Невской конно-железной дороги, отставного поручика, инженера-механика Петра Александровича Авенариуса.

Дорога соединяла Санкт-Петербург с курортами, расположенными на северном побережье Финского залива. 26 ноября 1894 года закончилась постройка четвёртого участка до Сестрорецка.

Приморская железная дорога не была доходной. Авенариус, который в 1889 году стал председателем только что созданного «Акционерного общества Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги», обратился к правительству с просьбой предоставить земли в окрестностях столицы для устройства Курорта (прежде всего, вблизи Сестрорецка). 9 июня 1898 года Кабинет министров разрешил строительство Курорта, выделив 54 десятины в бесплатную аренду сроком на 60 лет с обязательством построить железную дорогу Сестрорецк – Курорт.

В 1900 году из Сестрорецка проложили ветку до узловой станции Курорт. Курорт торжественно открылся 7 июня 1900 года. В связи со строительством Курорта получило новое развитие дачное строительство в районе Сестрорецка. Одновременно с проектированием железной дороги и строительством санаторного комплекса, планировалась разбивка прилегающей территории под дачные участки.

В 1894 г. была проведена нарезка дачных участков между станциями Тарховка и Разлив (построены в 1894 г.), а в 1896 г. намечена планировка Приморской дачной местности между станциями Сестрорецк (построена в 1898 г.), Ермоловская (построена в 1900 г., сегодня не существует) и Курорт (построена в 1900 г.).

Приморская дачная местность в обиходе стала именоваться Канонирской, на нее распространилось название старейшего района усадебной застройки сестрорецких обывателей.

Планировочная композиция района строится вокруг трех парков (Верхний, Средний и Нижний), задуманных как места общественного отдыха, представляющих собой участки нетронутого соснового леса, она связана с изгибом железнодорожного полотна, берегами реки Сестры и Финского залива. Работа над планировочной схемой завершилась в 1900 г.: вдоль железной дороги была проложена улица Авенариуса, Железнодорожная улица была продлена до ж.д. станции Курорт, изменил направление Купальный переулок.

В центре дачной территории образовался живописный перекресток, куда выходили границы четырех участков (пересечение улиц Жлезнодорожной, Сосновой, Лесной и Купального переулка) и Верхний парк.

Украшением Курорта был Курзал – огромное здание для концертов и спектаклей, выстроенное вблизи моря по проекту известного архитектора, работавшего в стиле модерн, Зигфрида (Григория) Яковлевича Леви. Есть версия, что Шаляпин, предположительно выступавший в Курзале, любил сидеть в деревянной беседке, являющейся предметом настоящего исследования.

Благодаря отчетам Общества содействия благоустройству Сестрорецкой Приморской дачной местности известны имена арендаторов участков, а также точные размеры каждого надела. К 1910 г. практически все участки вблизи железнодорожной станции были застроены хотя бы частично.

На пятиугольную площадь выходил участок номер 102 (1289 кв. саж), расположенный между Сосновой и Лесной улицами. Участок принадлежал надворному советнику Б.П. Вульфсону.

На углу участка, при пересечении улиц Сосновой и Лесной была расположена рассматриваемая беседка. Беседка представляла собой характерный образец архитектуры малых форм 1900-х гг., модификации ее встречаются в разных альбомах, посвященных дачному строительству начала века.

Эта деревянная беседка долгие годы являлась визитной карточкой, символом города Сестрорецк. Её изображение размещалось на открытках и сувенирных буклетах.

Архитектурный стиль исследуемого памятника совмещал в себе черты как архитектуры модерна, характерные для периода его создания – начало XX века, так и черты так называемого русского стиля, характерного в особенности для деревянной архитектуры России конца XIX – начала XX века.

Беседка была крестообразная в плане; двухъярусная крыша по типу сомкнутого свода, с широкими свесами на кронштейнах и навершием в виде пирамиды; перекрытие было устроено по типу сомкнутого свода с опорой на четыре центральных пилона и двенадцать боковых на гранитном фундаменте.

К началу 1910-х годов, времени расцвета Сестрорецкого курорта, участок неоднократно менял владельцев, как правило из числа членов семьи Вульфсона. В числе построек, находившихся на участке, беседка не числится. На плане участка, датированном 1905-м годом, значатся только капитальные постройки. В связи с этим, точную дату постройки беседки установить не удалось.

Специалисты, занимающиеся исследованием архитектурной и градостроительной истории Санкт-Петербурга и его Курортного района, выдвигают две основные версии. По одной из них беседка была построена по проекту архитектора Зигфрида (Григория) Яковлевича Леви. В тоже время, по мнению ряда местных краеведов втором исследуемого сооружения мог быть архитектор Владимир Николаевич Пясецкий, архитектор и гражданский инженер, представитель русского стиля, модерна и эклектики, искусствовед и теоретик архитектуры. Основанием для такой версии может служить то, что Пясецкий, предположительно, проектировал дачу статского советника Вульфсона (а также лечебницу Сестрорецкого Курорта), рядом с которой и располагалась беседка. По мнению ряда специалистов, декоративные элементы верхней части беседки имеют схожесть с резными элементами главного здания.

В 2004 году ООО «Геотек» была проведена фотограмметрическая съемка фасадов беседки. В процессе съемки была выполнена фотофиксация объекта, произведены обмеры.

К 2007 г. беседка была руинирована. В конце 2007 года были выполнены работы по консервации руин.

К 2020 г. были проведены противоаварийные работы.

К 2021 г. были проведены работы по реставрации

 

Этапы  реставрации 2021 г.

 

 

 

 

Реставрация 2021 года выполнена ООО "Проектно-строительное бюро "ЖилСтрой" по заказу СПб ГКУ "Дирекция заказчика" Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.


Как добраться?


1. От Финляндского вокзала: электропоезд сестрорецкого направления и

ст. метро "Площадь Ленина":

маршрутное такси № 400

Остановка "Разлив" к музею "Сарай"

Остановка "Тарховка" к музею "Шалаш", далее пешком 2,5 км

Остановка "Администрация" к выставочному залу "Арт-Курорт"

Остановка "Комарово" к музею "Келломяки-Комарово"

Остановка "Курорт" на поезде к Беседке Шаляпина и Даче " Е.Ф. Важеевской"



2. От ст.метро "Черная речка" и "Беговая":

Автобус №211 Э, маршрутное такси №417, №425, №600

Остановка "Разлив" к музею "Сарай"

Останова "Тарховка" к музею "Шалаш", далее пешком 2,5 км

Остановка "Администрация" к выставочному залу "Арт-Курорт"

Автобус №211 Э остановка "Комарово" к музею "Келломяки-Комарово"

От метро "Беговая" автобус №303

Остановка ул. Приозерная к музею "Шалаш", далее пешком 1.5 км

Маршрутное такси №417 к Беседке Шаляпина и Даче "Е.Ф. Важеевской"


3. От ст. метро "Старая деревня":

Автобус №216 А, маршрутное такси №305

Остановка "Тарховка" к музею "Шалаш", далее пешком 2,5 км.


4. От ст. метро "Гражданский проспект":

маршрутное такси №827

Остановка "Разлив" к музею "Сарай"

Остановка "Тарховка" к музею "Шалаш", далее пешком 2,5 км

Остановка "Комарово" к музею "Келломяки - Комарово"


5. Из Сестрорецка к музею "Шалаш"

302 автобус, до поворота к посёлку "Рай в Шалаше",

далее пешком до музея ещё 1, 5 км.